Масленица
— древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от
языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным
ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины,
непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые,
румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче
разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального
обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда
славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века,
менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые,
церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и
провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С
приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным.
Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось,
что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в
течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и
домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как
залог будущего благополучия, процветания и успеха.
Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и
поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали
определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши.
В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили
самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на
угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось прощеным
днем. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали
его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на
колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби,
либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по
полю.
|