Вопрос,
как сплотить команду, волнует сегодня многие компании. Ведь команда
способна сделать намного больше, чем кучка отдельно взятых гениев.
Давайте разбираться, что к чему...Как говорит генеральный директор фирмы
Pathways Олег Трояновский, «одна лошадь может сдвинуть с места тонну,
но две лошади осилят уже не две, а пять тонн - совместные усилия всегда
продуктивнее». В принципе, правильно подобранные люди рано или поздно
сами найдут общий язык и сработаются, но время дорого, и тренинги по
командообразованию (team building) помогают ускорить этот процесс.
Поэтому спрос на тим-билдинг постоянно растет.
Число участников тренинга обычно ограничено: в группе не более 12-14
человек, реже - 20-30. Конечно, тренинг можно организовать и для ста, и
для тысячи человек, но это уже не будет построением команды, хотя и
«накачает» сотрудников определенной дозой team spirit - корпоративного
духа. Любое неформальное мероприятие, будь то пикник или турпоход,
оказывает цементирующее влияние на коллектив. Но тим-билдинг строится по
особым правилам, и его воздействие гораздо сильнее. Марк Кукушкин,
ведущий тренер-консультант компании «Бест Тренинг»: «Массовые
мероприятия организуют с целью хорошо провести время. Тим-билдинг -
совсем другое дело. Это не развлечение. Это драма, напряжение,
испытание, требующее от человека определенных усилий».
Тим-билдинг дороже остальных видов тренингов. Если тренинг продаж в
Москве стоит 1000-2000 долл. в день за группу, то тим-билдинг, как
правило, 1200 долл. в день и выше (обычно он продолжается 2-3 дня).
Итоговая же стоимость зависит от количества тренеров и сложности
программы. Выезд за пределы Москвы, аренда оборудования и снаряжения
может вылиться в общей сложности в несколько десятков тысяч долларов.
С помощью тим-билдинга можно решать самые разные задачи. Так, большую
пользу он может принести компаниям, которые действуют в условиях
неопределенности - например, если разворачивается новый проект,
требующий слаженной работы. Марк Кукушкин: «Тим-билдинг может подвести
команду к прорыву, стимулировать движение вперед. Или сплотить
коллектив, если в нем начался разброд».
Другой подходящий момент для тренинга - серьезная реорганизация
компании. Олег Трояновский приводит такой пример: «Один западный концерн
купил российский холдинг. Образовались три прослойки менеджмента:
старые директора заводов в регионах, менеджеры новой закалки и
менеджеры-экспаты, представители владельца. Все настолько разные, что
сделать из них единомышленников невозможно. Тренинг дал им возможность
договориться и определить правила игры. Другой пример. В московском
офисе компании Tetra Pak объединили два отдела - сервиса и продажи
технологического оборудования. Поначалу работа не складывалась, но
благодаря тим-билдингу взаимоотношения наладились».
Тим-билдинг используют не только в качестве аварийного средства, но и в
целях профилактики. Алексей Симакин, генеральный директор компании
«Наша команда»: «Почти 80% наших клиентов - инофирмы, которые 1-2 раза в
год проходят аналогичные тренинги за рубежом. В России они тоже
организуют для своих сотрудников тим-билдинг».
Перед тренингом обязательно проводится интервью с участниками -
консультанты должны понять, какие проблемы группа хочет решить и нужно
ли делать это именно сейчас. По итогам обследования строится программа
тренинга, на что уходит от недели до месяца. Где проводить тим-билдинг,
зависит от фантазии клиента. Но лучший вариант - выезд на природу. Как
считает Олег Трояновский, в офисе чересчур комфортно, к тому же важно
отключиться от рутины. Алексей Симакин тоже за выездные занятия: «В
закрытом помещении слишком много условностей. А нестандартность
обстановки помогает „снять с людей маски" - на воздухе они
раскрепощаются, вовлекаются в реальную игру».
Самые популярные места для проведения тим-билдинга - подмосковные леса и
пансионаты. Впрочем, можно отправиться и подальше. Например, компания
Mars любит вывозить сотрудников в Сочи и Красную Поляну. А менеджеры
одной крупной компании отправились на тренинг в Киргизию и жили там в
юртах. Впрочем, если средств немного, то хороших результатов можно
добиться и в обычном зале. «Главное - правильно организовать это
пространство и совместную работу людей», - считает партнер компании
«Комус-персонал» Жанна Завьялова.
Компании, выбирающие тим-билдинг, иногда с опаской относятся к
предстоящим испытаниям. Оно и понятно: первые подобные тренинги
появились в США и использовались для подготовки военных и сотрудников
спецподразделений. Однако консультанты в один голос заявляют, что
тим-билдинг ни в коем случае не должен быть экстремальным. С этим
согласны даже в компании «Наша команда», которая имеет большой опыт по
проведению экстремальных мероприятий, - ее учредитель, фирма PR Passat, в
свое время проводила национальный отбор участников на соревнования
Camel Trophy. Алексей Симакин: «В США участников одного тренинга
заставили ходить по горящим углям. В итоге каждого пятого увезли в
больницу. Такими кровавыми методами команду строить нельзя. Кроме того,
не существует прямой зависимости между тяжестью испытаний на тренинге и
тем, насколько слаженно команда будет работать потом».
Для неподготовленной команды экстремальные упражнения вместо пользы
могут принести только неприятности. Например, топ-менеджеры крупной
западной компании должны были спуститься с 40-метровой отвесной скалы. С
помощью страховки, разумеется. Все благополучно спустились, а один из
топ-менеджеров не смог преодолеть страх высоты и отказался от испытания.
Говорят, на него жалко было смотреть - бледный, руки трясутся... В
общем, его авторитет серьезно пострадал.
Впрочем, с согласия участников тренинга в нем могут быть использованы
элементы экстрима, но при этом задания обязательно должны быть
выполнимыми. Продвинутые команды топ-менеджеров сплавляются по горным
рекам, лазают по горам, прыгают с парашютом и т. п. Популярный командный
тренинг «Веревочный курс», где многие упражнения проходят на деревьях,
тоже считается сложным. Однако Сергей Зверев, руководитель программы
«Веревочный курс» компании «Коллекция приключений», с этим не согласен:
«Наш тренинг не требует олимпийской подготовки, его могут пройти даже
женщины среднего возраста. За 9 лет работы я помню только один случай,
когда участник получил травму». Кстати, обычно все тренинги проходят под
присмотром опытных инструкторов и медицинских работников. Но в основном
обходится без травм - мелкие ушибы и порезы не в счет. Да и их
практически не бывает, если участники соблюдают правила безопасности.
Реанимация для команды
Тренинги по формированию команды обычно проходят очень динамично. В
арсенале консультантов - большой набор физических и творческих
упражнений. Участникам приходится преодолевать препятствия, строить
переправы, исследовать незнакомую местность, развивать какой-нибудь
проект и т. д. Во всех тренингах есть упражнения, направленные на
формирование доверия к партнерам. Например, каждому участнику предлагают
забраться на возвышение и упасть спиной назад на руки партнеров по
команде. Тем, кто не умеет доверять коллегам, упражнение выполнить
чрезвычайно сложно - где-то глубоко сидит страх, что тебя не удержат.
Большинство заданий построены так, что выполнить их можно только
сообща. И людям волей-неволей приходится вступать в кооперацию друг с
другом. Например, на одном тренинге группа должна была преодолеть реку. 7
человек начали сооружать веревочную переправу, а двое предпочли
альтернативное решение - пошли искать бревна. Налицо
нескоординированность действий команды, и тренеры это обязательно
отметят. Хорошо обучает взаимодействию забавное упражнение «Береги
яйца». На пенек кладут длинное бревно - получаются качели. Под концы
качелей помещают по куриному яйцу. Команда должна встать на бревно так,
чтобы не раздавить яйца. Бывает, не один десяток яиц идет в расход,
прежде чем участники выработают общую стратегию. Или другое интересное
упражнение - «Лыжня пастора Шлага», которое часто использует компания
«Наша команда». Для него мастерят пару лыж метров по 6 длиной. Вся
команда становится на них в ряд и получает задание двигаться в заданном
направлении.
Смысл всех этих заданий сформулировал Олег Трояновский из Pathways:
«То, как команда выполняет задания на тренинге, словно зеркало, отражает
ситуацию на работе. А мы выступаем в роли катализатора». Например, в
одной компании царили «волчьи» отношения и люди друг друга подсиживали.
Естественно, это проявилось и на тренинге. Участники получили задание:
перекатить огромный двухметровый надувной мяч до другого места по
определенным правилам. У них ничего не получилось - не смогли
договориться. На обсуждении они дружно решили, что «задание дурацкое».
Но дело вовсе не в задании, а в них самих.
Любимый прием консультантов - заставить разобщенную группу разыграть
любительский спектакль или концерт. Например, компания Pathways привезла
ничего не подозревающих сотрудников двух подразделений крупного банка
на тренинг в дом отдыха. На стенде в холле они увидели объявление:
такого-то числа коллектив такого-то банка приглашает всех желающих на
спектакль. Поняв, что им предстоит, многие чуть было не уехали. А в
итоге поставили замечательный спектакль по Шекспиру. Результат не
заставил себя ждать: взаимодействие команд улучшилось, исчезло деление
на «мы» и «они».
Каким же образом за 3-4 игровых дня группа превращается в сплоченную
команду? Алексей Симакин: «Игры на свежем воздухе - мощный инструмент
для формирования команды. Нестандартная коллективная работа, совместное
достижение цели объединяют людей. И этот опыт они могут перенести на
свои трудовые отношения».
На тренинге естественным образом происходит выстраивание и притирка
ролей, причем в зависимости от ситуации они могут меняться - в спокойной
обстановке, например, лидером оказывается один человек, а в критической
эти функции возьмет на себя другой.
Необходимая составляющая тренинга - физические упражнения: они учат
людей понимать друг друга без слов. Как говорит Марк Кукушкин, «если вы
на тренинге перетаскали на себе несколько тонн женского и мужского
коллектива, то и дальше „обречены" на взаимную эмоциональную и
физическую поддержку». Благодаря этому устанавливаются особые
доверительные отношения, так что иногда тренинг в шутку называют
«интим-билдинг».
Впрочем, тим-билдинг имеет и обратную сторону. «Натренированная»
команда может болезненно воспринимать появление новых людей и не менее
остро переживать уход старых членов группы, особенно ее лидера. Кроме
того, если после тренинга руководитель не сумеет направить работу
команды в нужное русло, то рано или поздно потеряет ее доверие. Наконец,
тим-билдинг способен решить далеко не все проблемы команды, а в
некоторых случаях даже ускорить ее распад. Если в компании уже не
осталось внутренних ресурсов для выживания, то тим-билдинг может стать
для нее неплохим могильщиком.
«Когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно»
Роман Петренко, генеральный директор телеканала СТС: «Мы решили
поучаствовать в тим-билдинге, чтобы поднять планку нашей команды на
новый уровень. 4 года назад нам тяжело давались проекты, так как не было
командного духа. А для создания команды важны не столько
профессионализм каждого в отдельности, сколько взаимное уважение и
поддержка друг друга. Людям ведь нельзя просто приказать работать
вместе.
Мы выбрали „Веревочный курс". Конечно, я предполагал, что тренинг будет
с большой нагрузкой, но не ожидал, что он окажется таким экстремальным.
Нам предлагали упражнения, которые вообще казались невыполнимыми.
Например, перелезть через 5-метровую отвесную стену без всяких подручных
средств. При этом нельзя произносить ни слова, договариваться обо всем
нужно с помощью мимики и жестов. Но в конце концов, совместными усилиями
мы всех перетащили через эту стену, хотя среди нас были мужчины весом
под 130 кг. Еще одно интересное задание, которое выполняется со
страховкой, - забраться на высокую сосну, встать на край площадки и
прыгнуть на трапецию, которая висит метрах в двух от дерева. В принципе,
нас никто не заставлял, и от любого упражнения можно было отказаться.
Но все выдержали испытание. Каждый чувствовал ответственность за
команду, и когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно.
За время тренинга люди узнали друг друга с новой стороны. Они
преодолели не только препятствия, но и что-то в себе самих. После
тренинга мы поняли, что можем ставить свою личную планку гораздо выше.
Так, у нас в команде был один менеджер, который не чувствовал себя
хозяином положения и всегда ждал указаний сверху. Я пытался ему
объяснить, что он все может сам. Но только после тренинга он поверил в
себя и стал решительнее.
Из всех тренинговых курсов тим-билдинг был для нас наиболее полезным и
эффективным. Для остальных сотрудников мы потом тоже организовали
подобное мероприятие, но в более простой форме».
Источник: www.training-blog.ru Авторы: По материалам статьи Юлии Фуколовой ( журнал «Секрет фирмы») TopCareer.ru
|