Новозаветная
Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной
жизни христианина получила название Праздник праздников, царь дней или
Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником.
История Пасхи
своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад
иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем
Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта.
Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с
воскресением Христа.
На первом Вселенском соборе
Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный
праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора
Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым
полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник
"кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22
марта по 25 апреля по старому стилю.
Придя на Русь из
Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю,
предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной.
Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как
день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще
одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день
печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов,
приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно
называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый
православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять
таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был
широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби,
реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней
полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для
окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым
защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также
поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху,
предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище,
надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один
обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца.
По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень
овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки
кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С
Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из
лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков,
курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные
пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика,
петушка, голубка, жаворонка и яйца.
В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза.
Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше
кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка,
окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не
подавали.
Пасхальный стол
отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень
красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней
истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами.
Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было
увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой
цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все
свечи, лампады, люстры и светильники.
Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой
урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных
блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала
сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали
к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой
возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай
вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или
несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в
честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и
одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.
|